Главная | RSS | Пятница, 11.10.2024, 13:54 |
МБОУ ООШ №28 г.Шахты | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости" |
Госуслуги Решаем ВМЕСТЕ |
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИПолноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий: 1. Повышение педагогической компетенции родителей. Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи. Успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. 2. Правильная организация жизни ребенка в семье. Правильная организация жизни ребенка предполагает: соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды. 3. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы. К организации процесса целенаправленной работы с детьми, имеющими риск возникновения речевых нарушений, родители должны быть привлечены максимально. Эта работа потребует знакомства родителей с элементарными приемами развития сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития. Успех коррекционного воздействия во многом зависит от степени участия в нем родителей и их осознанного отношения к данному процессу. Содержание семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи Для нормального развития речи ребенка в семье и преодоления речевых нарушений большое значение имеют: - постоянное общение с ребенком, формирование у него потребности, стремления к речевому контакту; - благоприятный психологический климат в семье и, как следствие его, чувство эмоционального комфорта у ребенка; - сенсорное воспитание; - развитие игровой деятельности (от родителей требуется проявлять умение подбирать игрушки, учитывая возраст, умственные и двигательные возможности ребенка, умение создавать игровые ситуации и обучать осмысленным действиям с игрушками или предметами, умение включать в игры целенаправленные и регулярные упражнения для развития психических процессов); - развитие моторики и, в особенности, манипулятивной деятельности рук. Особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями в семье В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка в семье, является отставание в развитии речи. Однако практика показывает, что многие родители недооценивают свою роль в преодолении речевых нарушений и понимают их как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Учитывая, что нарушение развития речи может привести к вторичной задержке формирования других функций, в том числе, к задержке психического развития, необходима ранняя консультация логопеда и детского невропатолога или психоневролога. Если ребенок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители под руководством логопеда проводят дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, включающие специальные подготовительные упражнения и занятия по введению поставленных звуков в речь. Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. Роль родителей в данном случае заключается в своевременном обращении к специалистам и выполнении их требований и методических рекомендаций. В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию. Родителям следует помнить, что заикание легче предупредить, чем лечить. Профилактикой этого нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. В случае возникновения заикания взрослым: - надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь; - быть всегда одинаково ровными и требовательными; - нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном; - не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи. Успех преодоления задержки речевого развития или общего недоразвития речи во многом определяется тем, в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Большое влияние на полноценное доречевое и речевое развитие детей, на своевременную коррекцию имеющихся недостатков речи оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением. Создание дружелюбной, теплой обстановки в семье позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряженности ребенка, и реализовать те воспитательные мероприятия, которые снизят риск возникновения речевых нарушений. Особые требования предъявляются и к речи взрослых. Голос должен быть спокойным, интонации дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию, грамматические структуры адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых.
Особенности воспитания детей школьного возраста с речевыми нарушениями в семье В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих речевые расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности, которые влекут за собой нарушение социальной адаптации и социализации . Родителям детей школьного возраста с отклонениями в речевом развитии необходимо помнить о том, что совокупность степени и характера нарушения речи, специфика индивидуально-личностного развития определяют возможность вхождения ребенка в общество. Данный процесс может быть затруднен вследствие особенностей его социального, педагогического и психологического развития. Усвоение социальных норм и ценностей ребенком младшего школьного возраста может искажаться в результате негативного – стихийного или преднамеренного – влияния среды, в которой он живет. Основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения:
Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии. Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |