Ранний детский аутизм как диагноз ставится исключительно детским психоневрологом. Если такой диагноз действительно поставлен, родителям не следует отчаиваться, на сегодняшний день эта проблема разрешима и не является приговором. Ребенку поможет специальная программа развития и корректирующее воспитание, которые поможет составить детский психолог. Во многих городах существуют специальные школы и детские сады для детей, страдающих аутизмом, куда можно определить ребенка, однако, в первую очередь, соответствующие условия должны быть созданы дома.
Важно помнить несколько вещей.
1. Аутизм – это врожденное состояние искажения развития, проявляющееся прежде всего ограничениями и особенностями общения и социальных контактов.
2. Аутизм – не болезнь, которая начинается на фоне обычного, так называемого нормального, развития и предполагает возможность так или иначе лечить ее.
3. Аутизм не утяжеляется, как это бывает при многих психических заболеваниях. В самых трудных случаях он остается на исходном уровне, в более легких удается добиться большего или меньшего улучшения.
4. Аутизм неизлечим в том смысле, что лекарств от него не существует. Слово «лечение» подразумевает использование самых разнообразных методов – от лекарственных до психологических. С их помощью можно уменьшать частоту и интенсивность нежелательного поведения, помогать ребенку использовать имеющийся у него потенциал развития, чтобы он мог развивать необходимые для самостоятельной жизни навыки и как можно лучше использовать их для продуктивного общения и приспособления к жизни в обществе.
5. При оказании помощи первыми симптомами, которые начинают меняться, являются нарушения в общении. Но они же остаются наиболее устойчивыми, так что сохраняются, пусть и в более мягком виде, даже при самом большом успехе.
Для повышения эффективности коррекционной работы родителям предлагается соблюдать некоторые правила воспитания детей с РДА (составленные по рекомендациям Черепановой Г.Д.). Ведь проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей — это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.
Правило |
Рекомендации |
Пути выполнения |
№1 |
Соблюдайте режим дня ребенка |
Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место. |
№2 |
Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях |
Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д. Для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности; в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания; в уголке для занятий или игр можно повесить схему распоряжения игрушек или предметов на столе и в столе. |
№3 |
Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д. |
Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт |
№4 |
Старайтесь, чтобы ребенок получил яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.) |
Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д. |
Важным моментом в формировании личности человека является понимание собственной самотождественности, осознание собственного «Я». Поэтому очень важно научить ребенка соотношению собственного отражения в зеркале с ним и его именем.
Вашему ребенку необходимо постоянное и тесное общение, объяснение того, что происходит, со временем и он сам научится выражать свои переживания, чувства и эмоции, облекая их в слова. Кроме того, поможет и игровая терапия. Малыши с синдромом раннего детского аутизма охотно играют в игры, в которых не нужно говорить, - собирание пазлов, выкладывание мозаик, аппликаций, собирание конструктора. При этом, как замечают психиатры, они проявляют усидчивость и способности, не свойственную обычным детям. В этих играх можете принимать участие и Вы, что объединит вас совместной деятельностью и будет первым шагом к налаживанию контакта и общения с ребенком. Комментируйте его действия, но не требуйте от него того же – малышу, страдающему аутизмом гораздо сложнее сориентироваться в этом мире, проявите терпение и уважение к Вашему ребенку.
Очень важно для общего развития ребенка формирование чувств и эмоций. Этому поможет выразительная мимика родителей, просмотр мультфильмов с эмоционально-яркими героями, игры в театр, где будут явно прослеживаться отрицательные и положительные герои. Так же следует корректировать социальность ребенка. Ему будет сложно находиться в обществе сверстников, поэтому лучше будет, чтобы он был окружен обществом в специальных детских садах.
Следует помнить, что программа по развитию ребёнка, страдающего аутизмом, и его корректирующее воспитание рассчитаны на длительное время. Нужно заниматься с ребёнком ежедневно, иначе весь прогресс будет потерян. Воспитание ребенка, страдающего ранним детским аутизмом - это образ жизни семьи в целом и отдельных ее членов.
Воспитание особого ребенка – это ежедневный и тяжелый труд, в котором должны участвовать все члены семьи. Родителям необходимо научиться понимать своего ребенка, и принимать его таким, какой он есть. Понимание, принятие и любовь к своему ребенка – залог счастливой семьи.